Это классический сюжет из 90-х: втюхать (простите за жаргон) некачественный товар, а потом отказываться вернуть покупателю деньги. Мол, сам дурак, в следующий раз внимательнее будешь. Если вы думаете, что подобная схема торговых «отношений» осталась в том лихом десятилетии, то вы оторваны от реальности.

Как выстроена система (идеальный вариант)

Разумеется, существует государственный регламент, защищающий права потребителя. Соответствующий закон описывает, по каким основаниям и в каком порядке покупатель имеет право на возврат средств за приобретенный им товар. Всем хорошо известно, что под это правило подпадают товары ненадлежащего качества. При этом на товары надлежащего качества (за некоторым исключением) это правило также распространяется, если они, по мнению покупателя, не подходят ему по фасону, цвету, размеру и т. п.

Система выстроена так, что практически не существует препятствий для того, кто решил вернуть в магазин сделанную им покупку. ...Если, конечно, он не пытается вернуть нижнее бельё, продукты питания, лекарства и ещё несколько вполне логичных позиций, которые прямо оговорены законом. В большинстве случаев такие возвраты осуществляются без запинок: продавец выясняет причину, проверяет сохранность потребительских свойств возвращаемого товара, принимает от вас письменное заявление, а взамен выдает деньги.

Крупные ритейлеры в этом отношении сделали следующий шаг, максимально облегчив жизнь своим клиентам, — они даже не спрашивают у вас причин; они с понимающей улыбкой на лице принимают сделанную вами покупку и с такой же улыбкой возвращают ваши кровные. Возможно, крупным ритейлерам не нравится такая практика, но они дальновидно считают, что лучше согласиться с капризами, чем потерять клиента. Или даже нескольких, ибо в эпоху развитого интернета один негативный отзыв в сети может обернуться неприятными и далеко идущими последствиями. И, поверьте, никто не будет разбираться, насколько этот отзыв справедлив.

Однако при том, что отечественная торговля безусловно имеет человеческое, клиентоориентированное лицо, схема с отказом возврата средств, вынесенная в начало этой статьи, по-прежнему актуальна.

Почему эта схема актуальна

Потому что традиционно все хотят подешевле. Покупать новый телефон за 30 тысяч при средней зарплате в 45 — слишком расточительно. Поэтому русский покупатель вместо поиска более дешевой модели ищет такой же гаджет, но с более дешевым предложением. Поисковые сервисы охотно помогают ему в этом деле, и быстро выясняется, что искомый аппарат можно приобрести за 20990 в маленькой фирмочке, не имеющей даже собственного офиса.

Разница почти в 10 к от стартовой цены несколько притупляет инстинкт самосохранения. Отсутствие офиса кажется наименьшим из зол. Воображение рисует приятную тяжесть нового телефона в нагрудном кармане, а пальцы любовно поглаживают крышку стола, в каждом микроне поверхности ощущая лёгкую шершавость задней стороны металлического корпуса. В пару кликов совершается сделка, деньги уходят по адресу, а в ответ почтовая служба доставляет то, что даже репликой назвать невозможно.

Дальнейшие события развиваются в соответствии с классическим сценарием. Например, вам сообщают, что отправляли качественный товар, а если с ним что-то случилось по дороге, то это не их проблема (и нагло намекают, мол, возможно это вы подменили). Или ставят перед фактом, что за 20990 купить подлинник нельзя, поэтому, извините, довольствуйтесь копией. Либо вовсе не снимают трубку... Так или иначе вы понимаете, что ваши визави отказались вернуть деньги за товар.

Обман повсюду

Возможно сейчас вас (именно вас, читающего этот текст!) успокаивает мысль, что описанные обстоятельства — большая редкость. И вы снова будете не правы. Просто обратите внимание, насколько переполнена сеть, например, предложениями реплик элитных часов. Роллексы, Патеки, Хублоты... Все известные бренды по цене от 2500 рублей за штуку. На красочных страницах размещены глянцевые рекламные снимки и впечатляющие видеоролики. Вас убеждают, что эти часы не являются подделкой, потому что они — «сертифицированные реплики, произведенные в Швейцарии, прошедшие строгий контроль качества и рекомендованные к применению Его Высочеством принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским».

Несмотря на очевидную несуразицу таких заявлений, количество посадочных страниц с подобными предложениями не уменьшается, но день ото дня растет. Это свидетельствует только об одном: покупатели по-прежнему доверчивы; в погоне за низкой ценой они готовы поверить во что угодно.

Как избежать обмана

В ответ на разрастающиеся в сети нечистоплотные схемы появились гарант-сервисы. Их функции сводятся к простому: обеспечить чистоту и прозрачность сделки всем ее сторонам. Такой механизм родился на рынке недвижимости. Некое лицо, принимая на себя роль гаранта, получало от покупателя всю сумму контракта и сохраняло её до тех пор, пока обе стороны (покупатель и продавец) не выполнят своих обязательств. Деньги передавались продавцу только по факту соблюдения условий сделки. Эта схема одновременно защищала интересы всех участников: каждый из них знал, что подлог в такой ситуации невозможен.

Со временем этот защитный механизм перекочевал в другие сферы коммерции. Теперь на его основе существует несколько сервисов. Одним из наиболее характерных примеров является SafeCrow, предоставляющий наиболее продуманный пакет услуг в части защиты интересов участников сделки.

Как работает SafeCrow

  1. Сервис гарантирует точность выполнения условий сделки.
  2. Исключает возможность несогласованного изменения этих условий.
  3. Возвращает деньги покупателю, если товар ненадлежащего качества или был не доставлен.
  4. Страхует продавца от необоснованных претензий покупателя.
  5. Защищает сделки на любые виды товаров на любую сумму.

Технически это осуществляется следующим образом. Вы — покупатель. Вы увидели в сети выгодное предложение нового смартфона. Пригласив продавца к совершению сделки через гарант-сервис SafeCrow, вы переводите всю сумму контракта (то есть стоимость смартфона) на счёт сервиса. Получив деньги, SafeCrow сообщает об этом продавцу, задача которого теперь — обеспечить доставку товара надлежащего качества. Как только вы получите посылку и удостоверитесь в работоспособности приобретенного смартфона, вы отдаёте команду сервису SafeCrow, который за вычетом небольшого процента передаёт ваши деньги продавцу. Таким образом сделка считается закрытой.

Этот механизм полностью исключает подлог. Если вы не получите свой смартфон, или это будет не тот смартфон, о котором вы договаривались, то SafeCrow не передаст ваши деньги продавцу.

С другой стороны, если вы, по мнению продавца, предъявляете необоснованные претензии к товару (то есть, отказываетесь платить), SafeCrow запустит процедуру арбитража с возможностью привлечения к этой процедуре Третейского суда. Суд исследует имеющиеся договоренности и вынесет решение в пользу добросовестной стороны. Сам факт хранения денег от сделки в независимом источнике не позволит никому из участников вести нечистоплотную игру.

Отличия SafeCrow от других гарант-сервисов

  • За свои услуги сервис взимает чуть ли не самые низкие комиссионные в рунете — от 1% от суммы сделки.
  • Для заключения сделки через сервис не требуется привлекать юристов, составлять договора, акты и прочие сопровождающие документы.
  • Заключение сделки возможно круглосуточно, без выходных и праздников.
  • Оплату можно производить любым способом с применением любых доступных систем оплаты. В том числе, с расчетного счёта юрлица на банковскую карту физлица.
  • К разрешению споров может быть привлечен Третейский суд «Независимой арбитражной палаты».

Для каких ситуаций применим сервис SafeCrow

Если речь идёт о системе взаимоотношений «продавец-покупатель» («заказчик-исполнитель»), то для любых. Не существует ограничений ни по оказываемым услугам, ни по суммам. Желание провести сделку с участием гарант-сервиса уже давно перестало быть капризом. Скорее подозрение вызывает отказ от такой возможности. Кстати, если вы всё-таки хотите купить себе Роллекс за 2,5 тысячи рублей, то проверьте чистоплотность продавца, предложив ему поработать через SafeCrow...😏

Защитить себя